воскресенье, 10 февраля 2013 г.

в германии летел самолет что пьют коровы

В четыре часа дня нас повезли на экскурсию в музей "Сокровищница Якутии" Комдрагмета республики и показали коллекцию якутских алмазов, золота и других драгоценностей. Сами якуты, оказывается, больше всего ценили серебро, к золоту же относились без всякого ажиотажа, считая, что оно воплощает в себе зло. И, как показывает история мировой цивилизации, они были не так уж и далеки от истины -- из-за этого "презренного металла" в мире действительно совершалось и совершается неиссякаемое количество самых жутких преступлений, лилась и продолжает литься невинная человеческая кровь, творятся всевозможные подлости, афёры и махинации.

PP Прощаясь с нами, директор библиотеки -- заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Валентина Андреевна Самсонова подарила каждому из нас переведенное на якутский язык под редакцией Дмитрия Кононовича Сивцева-Омоллоона Четвероевангелие. "Санга кэс тыл" -- так называется по-якутски книга, рассказывающая народу Якутии о Благой вести. И я подумал о том, вряд ли может быть у человека более высокая судьба, чем вот такая возможность оказаться причастным к донесению до людских сердец этой вести...

PP Не знаю, кто кого больше удивил во время этой встречи -- мы хозяев библиотеки или они нас. Наверное, всё же сильнее поразили нас они, устроив выставку произведений каждого из приехавших в Якутск писателей. Некоторые из моих коллег, к примеру, увидели на этой выставке книги, о которых они уже успели забыть и сами. А кто-то увидел в журналах такие публикации своих работ, о которых он даже и не знал. Сейчас ведь не только не платят автору гонорары, но нередко даже не сообщают автору о том, что напечатали то или иное из его произведений.

Датой создания этой библиотеки считается 14 сентября 1925 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров Якутской АССР об организации Якутской национальной библиотеки. Сегодня она считается одной из крупнейших библиотек на Северо-Востоке Российской Федерации, по данным на 1 января 2005 года её совокупный фонд составляет 1431343 экземпляра, в том числе национально-краеведческий фонд -- 123 тысячи 811 экземпляров. Но это -- до нашего выступления в ней, потому что после встречи с читателями и сотрудниками библиотеки каждый из нас подарил ей свои книги. У меня с собой были поэтический сборник "Соловей с простуженным горлом", который я выпустил два года назад к своему 50-летию, собрав в него самые интересные стихи, поэмы и переводы из написанных мною за четверть века поэтической работы, а также отдельное издание поэмы-парафраза "Кому на Руси жить хорошо" и только что вышедшая книга моей жены Марины "О самом главном", включающая в себя её интервью с Сергеем Михалковым, Валерием Ганичевым, Георгием Данелия, Николаем Бурляевым и другими общественными и культурными деятелями России, в том числе -- и со мной.

И вот, пролетев за шесть часов полёта над этой изначальной, но страшно изуродованной человеком Землёй 6875 км, мы благополучно приземлились в аэропорту города Якутска. В Москве в это время люди ещё только укладывались спать, там только что пробило час ночи, а здесь было уже семь часов утра, и народ уже собирался на работу. Видя встающее солнце, мы были готовы сразу же включиться в работу, но нас всё-таки сначала отвезли в гостиницу "Тыгын Дархан" и, накормив там завтраком, оставили часика на три отдохнуть в номерах. А после обеда разделили на несколько групп и повезли на встречи с читателями -- одних в Дом печати, других в Сельхозакадемию, третьих в Департамент по делам народов, а нашу группу -- в Национальную библиотеку Якутского государственного университета им. М.К. Амосова.

PP Вот как, к примеру, рассказывается о сотворении Серединного мира в составляющем одну из глав знаменитого якутского эпоса Олонхо сказании про Нюргуна Боотура Стремительного: "Осьмикрайняя, на восьми ободах, / на шести незыблемых обручах, / убранная в роскошный наряд; / обильная щедростью золотой, / гладко-широкая, в ярком цвету, / с восходяще-пляшущим солнцем своим, / взлетающим над землёй; / с деревами, роняющими листву, / падающими, умирая; / с шумом убегающих вод, / убывающих, высыхая; / расточающимся изобильем полна, / возрождающимся изобильем полна. / Бурями обуянная, / зародилась она / в незапамятные времена -- / изначальная Мать-Земля!..."

PP "Все люди -- дети одной Матери-Земли", говорил на протяжении всей своей жизни народный писатель Якутии Суорун Омоллоон. Даже те, как он писал, "самые малые народы, которые обитают где-то на окраине планеты, вдали от большой дороги истории". А, значит, Земля -- это наш общий дом, единая общечеловеческая держава, разделённая по разным этническим, религиозным, культурным и политическим признакам на отдельные улусы. В какой-то мере это близко тем представлениям о мире, которые изложены в Олонхо, только там мир делится на "улусы" как бы по вертикальным ярусам -- Верхний мир (небо), Серединный мир (земля) и Нижний мир (преисподняя). Средний ярус в Олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине его яруса растёт вечнозелёное восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли -- Аан Алахчын -- хотун. Этот ярус принадлежит племени айыы-аймага. Нижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей Серединного мира. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы. Якутские мифологические сюжеты отражают характерные черты истории человеческого общества далёких времён и являются одной из любимых тем современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Я никогда не думал, что взгляд из самолёта на ночную Западную Сибирь может подарить столько неожиданных впечатлений! Особенно мне понравились равномерно разбросанные внизу огни пылающих на нефтяных вышках факелов, которые, просвечивая сквозь мутные тёмные облака пульсирующими жёлтыми пятнами, создавали полное ощущение того, что под самолётом зависла эскадрилья светящихся внеземных НЛО. А ещё это было похоже на просвечивающие из-под толщи воды города, если бы таковые были кем-нибудь построены на дне океана, а мы стояли на палубе корабля и смотрели сверху на их подсвеченные изнутри фонарями прозрачные купола-сферы...

PP Сидя в салоне самолёта, я вспоминал сюжеты читанного когда-то давно, кажется, ещё во время моей учёбы в Литературном институте, якутского народного эпоса Олонхо и поглядывал в иллюминатор, за которым сначала висела пронзительная предвечерняя бирюза, а потом начало быстро темнеть. Полёт в самолёте для меня -- это всегда испытание, всегда преодоление боязни высоты, которая вот уже четверть века, как вселилась мне в душу и омрачает радость перемещений воздушным транспортом. Но зато, правда, и подталкивает иногда к рождению новых поэтических строчек, которые приходят ко мне всё реже и реже, уступая место прозе, критике и путевым очеркам. Вот и сейчас я поймал себя на том, что проговариваю про себя зазвучавшие в моей душе рифмованные созвучия: "Длинна в Якутию дорога. / А высока -- аж страх берёт! / Под самой бородой у Бога / летит к Якутску самолёт. // Земля во тьме, как лодка, тонет, / с боков зияет мир пустой. / Но держат Господа ладони / нас над безумной высотой..."

PP Не удивительно, что для участия в торжествах по случаю 100-летнего юбилея столь многогранно одарённого человека в Якутию направилась довольно представительная писательская делегация, включавшая в себя писателей из Москвы, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Башкортостана, Калуги, Вологды, Санкт-Петербурга, Казахстана, Кубани, Саратова и других городов и регионов Российской Федерации. Помимо меня, в составе писательской группы были секретари Правления Союза писателей России Вадим Дементьев, Анатолий Парпара, Владимир Середин, руководители его областных и республиканских отделений Светлана Макарова, Юрий Орлов, Ахмат Созаев, Магомед Ахмедов, Равиль Бикбаев, Баир Дугаров, Борис Орлов, Вадим Терёхин, Владимир Масян, Михаил Карачев, редактор газеты "Российский писатель" Николай Дорошенко и просто такие известные мастера прозы и поэзии как Ямиль Мустафин, Юрий Сергеев, Николай Коняев, Владимир Карпов, Николай Рачков, Турсунай Оразбаева и другие. Возглавлял нашу делегацию сопредседатель СП России -- историк Сергей Перевезенцев...

PP Оглядываясь в поисках духовных ориентиров на историю, он очень высоко оценивал ту роль, которую русские люди сыграли в становлении якутов как самостоятельного и независимого народа. Из этого проистекали его стремление к дружбе с Россией и беззаветная любовь к русской литературе и культуре. "До прихода русских на реку Лену мы, якуты, переживали эпоху межродовых распрей, названную "веком резни" (кыргыс юйтэ), когда сильные роды грабили слабых, убивали их богатырей, чтобы вольно властвовать и умножать число рабов", -- писал он, к примеру, в одной из своих последних статей уже в 2002 году, и это свидетельствует о том, что мысль о необходимости сохранения единства с Россией не покидала его до самой смерти. Подтверждение правильности своей позиции он находил и в великом якутском эпосе Олонхо, идейную сущность которого, на его взгляд, составляют именно "вековые стремления человечества к единению и братству", максимально отличающие эпос якутов от эпосов других народов.

PP "Называться человеком легко, но быть человеком трудно. Мы все верим в разум, сердце и талант людей. Но, увы, сегодня голос наживы хочет заглушить всё. И музыку, и песню, и молитву", -- писал он ещё в 1960-е годы, и, читая эти слова сегодня, нельзя не признать, что высказанные сорок с лишним лет назад опасения якутского писателя оказываются абсолютно справедливыми и для наших дней. Стремление к обогащению любой ценой и диктуемое им пренебрежение к жизни других людей не изжиты в нашем мире ещё и поныне, из-за чего по всей планете льются кровь и слёзы, и постоянно растёт число нищих, бездомных, бесправных, больных и сирот. Как всякий литературный талант, Суорун Омоллоон был немножечко пророком, он видел своим пронзительным глазом на много лет вперёд и предупреждал нас о поджидающей впереди опасности потери нравственных ориентиров. Он чувствовал, что именно жажда наживы способна заставить людей забыть о том, что все они -- дети одной матери.

PP На протяжении своей долгой творческой жизни (а он начал писать ещё в 20-е годы минувшего века) Дмитрий Кононович оставался верен тем идеям, которые, на его взгляд, могли спасти человечество от угрожающей ему нравственной и физической гибели. "Все люди -- дети одной Матери-Земли", -- неустанно повторял он своим читателям. И если бы, думал он, люди осознали, что все они -- родные друг другу братья и сёстры, то разве стали бы они продолжать истреблять друг друга, угнетать друг друга и наносить друг другу бесконечные боли и обиды?..

PP И вот теперь я летел на 100-летний юбилей народного писателя Якутии Дмитрия Кононовича Сивцева -- Суоруна Омоллоона, которого я раза два видел у нас в Правлении Союза писателей и о котором очень много раз слышал от Валерия Николаевича Ганичева и своих старших товарищей по Союзу. Ганичев, в частности, любил рассказывать историю о том, как, приехав в Москву на один из писательских съездов или пленумов, Дмитрий Кононович дождался, когда ему дадут слово, и поднялся на сцену, неся в руке большой бумажный мешок с какими-то вещами. "Я приехал сюда, чтобы отчитаться перед моим родным Союзом о проделанной мною работе, -- сказал он и начал вытаскивать из мешка книги. -- Вот за эту книгу меня приняли в Союз писателей... За эту -- арестовали и чуть было не объявили врагом народа... За эту -- дали литературную премию... За эту -- объявили партийное взыскание... За эту -- присвоили звание Народного писателя Якутии..."

PP За последние годы делегации Союза писателей России уже несколько раз посещали Якутскую землю, встречаясь там с руководством республики Саха, выступая перед читателями и знакомясь с природой и культурой этого края. У меня же как-то так всегда получалось, что в это самое время мне надо было срочно ехать в какой-нибудь другой регион страны, где планировалось проведение совещания молодых писателей, юбилея областной писательской организации или вручения местной премии кому-либо из тамошних классиков, и я отправлялся в сторону от Якутии. Правда, два десятка лет тому назад, ещё в своей молодости, я максимально приблизился к этой алмазоносной республике, работая в одной из геолого-съёмочных партий ПГО "Читагеология", базировавшейся в верхнем течении реки Олёкмы, несущей свои воды по направлению к Якутии, но до самой земли Олонхо я так в те годы и не добрался.

PP Сравнение с алмазами выскакивает при разговоре о Якутии не случайно -- на территории этой республики находится почти треть мировых запасов алмазов, что превосходит запасы таких крупных алмазоносных регионов, как Южная и Центральная Африка и Австралия. Крупнейшим алмазодобывающим предприятием, занимающимся также их обработкой и реализацией, является акционерная компания "АЛРОСА", на долю которой приходится 25% мировой добычи алмазов. Писатели России хорошо знают эту компанию благодаря учреждённой её руководством "Большой литературной премии России", на церемонии вручения которой много раз присутствовал в московском представительстве "АЛРОСЫ" в Казачьем переулке и я, каждый раз со светлой завистью глядя на получающих дипломы счастливчиков и убеждая себя, что уж в следующем-то году в этом ряду буду непременно стоять и я.

PP Якутия начинается уже в аэропорту "Внуково", встречая своих гостей размашисто выписанным синей краской по борту белоснежного "Ту-154" именем авиакомпании "Якутия". А потом продолжает себя шестью часами полёта вдоль кромки Полярного круга, напитывая душу путешественника открывающимися под крылом самолёта просторами и подготавливая его тем самым к восприятию тех грандиозных масштабов, которые ожидают его при встрече с республикой, занимающей одну пятую часть всей Российской Федерации (3103,2 тыс. кв. км) и превосходящую по размерам своей территории Францию, Австрию, Германию, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятые. При этом нелишне иметь в виду, что свыше 40% этой территории располагается за Полярным кругом, да и вся остальная земля республики находится в зоне вечной мерзлоты, глубина которой достигает 300 метров. (Не зря Якутию называют главным морозильником планеты!..) И если устанавливающаяся здесь на короткое якутское лето сорокаградусная жара и успевает растопить метра полтора верхнего слоя почвы, то воцаряющиеся потом на долгую зиму пятидесяти-шестидесятиградусные морозы опять сковывают её до прежней -- почти алмазной -- крепости.

Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Аннотация:Путевые заметки о пребывании в составе делегации Союза писателей России в городе Якутске и селении Черкёх - на родине народного писателя Республики Саха (Якутия) Д.К. Сивцева - Суоруна Омоллоона в дни его 100-летнего юбилея. Коротко говоря - "моё открытие Якутии".

Обновлено: 17/02/2009. 66k.

Комментариев нет:

Отправить комментарий