пятница, 8 февраля 2013 г.

что такое практически - преобразовательная функция социологии

Часы с функцией будильника (электронный звуковой315 рубРаздел:

«Мы поженили стиль и функциональность с инновациями и получили совершенно новое направление в мире ярких и практичных подарков!» -805 рубРаздел: Чумовая вещица! Во-первых, это гигантский, полностью функционирующий и очень громкий свисток на ремешке (ремешок в комплекте), во-вторых,166 рубРаздел: Материал: пластик.1292 рубРаздел: Перефразируя Анри Барбюса, можно сказать, что политическое образование поможет каждому гражданину «перевести» идеи и действия политиков с «государственного языка» на человеческий. Важную роль здесь призвана сыграть социология с присущими ей функциями. В силу определенных обстоятельств гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях социологического знания, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции, так или иначе, окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально- профессиональную группу социологов от любой другой. Цель настоящей работы раскрыть содержание основных функций социологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшем развитии социологического знания.1. Функции социологии 1. Теоретико-познавательная, критическая функция Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Основная из гносеологических функций социологии теоретико- познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять, перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции. 1.2 Описательная функция Описательная функция социологии это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи и т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Конструирование - понятие более широкое, чем проектирование, оно не носит конкретного характера, представляет собой общее, мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам, нормативам. Pечь идет лишь об образе будущего объекта, его модели. Примером проектирования является создание различных математических моделей социальных объектов на базе ЭВМ (например, моделей новых хозяйственных механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструирование в этом случае означает создание общей модели перехода к рынку. Здесь нужно отметить лишь то обстоятельство, что, строго говоря, ни социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к труду чисто социологическому. Это функции деятельности более широкой, тесно связанные с функциями экономистов, математиков, специалистов по системному анализу и др. Зато сугубо социологической разновидностью прогностической функции является социальное планирование. Конечно, и здесь много работы для экономистов, плановиков, но есть где разгуляться и социологам. Тем более что переход к рыночной экономике не отменяет необходимости социального планирования, интегрирующегося в систему новых общественных отношений.Упраленческо-преобразовательные функции Здесь мы подходим к следующей группе функций связанных с участием социолога в управленческо-преобразовательных процессах. Суть управленческой функции заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений. Там, где это имеет место в масштабах общества, государств, регионов, предприятий, организаций, решения принятые на основании социологического знания становятся более аргументированными, весомыми, их не просто оспорить. Иногда эти решения носят весьма серьезный характер. Так, с использованием социологического знания, вырабатываются решения по преобразованию нашего общества а также политической и экономической системы нашего государства. Например, с помощью социологического знания, в реформировании социально-экономической жизни современной Украины выработаны основные направления. 1. Создание в Украине демократического строя, ускорение экономических реформ сосредотачивает усилия на развитии материального производства, на базе социально-ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированное государство должно заботиться о благосостоянии не только избранной части населения, а всех членов общества. 2. Возрождение и развитие гаранта социальной стабильности общества среднего класса создание условий для свободной и активной деятельности высококвалифицированных работников промышленного и аграрного секторов 3. С целью предотвращения массовой безработицы есть необходимость разработки долговременной поэтапной программы занятости населения, учитывая региональную специфику в составе трудовых ресурсов и хозяйственной структуры общества. Ошибочно мнение, что безработица на уровне развитых стран Запада будет стимулировать трудовую активность занятых, а также облегчит структурную перестройку народного хозяйства. Конечно, его функции так или иначе окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально- профессиональную группу социологов от любой другой. Из предшествующих рассуждений можно заключить, что труд социологов имеет преимущественно теоретико-познавательный характер, является достаточно сложным, поскольку связан с проникновением в сущность процессов. Не случайно американский социолог Джон Машоунис дал фундаментальное определение социологии как систематического изучения общества и социальной активности человеческого бытия . В значительной мере труд социолога является творческим, поскольку связан с поиском необычного, даже странного в обыденном, знакомом, повседневном (3). Основная задача социолога - познание социальных процессов с помощью общетеоретических и специфических для социологии методов, средств и путей исследования с целью преобразования их в нужном обществу и конкретным социальным группам направлении. Поэтому труд социолога, являясь в основе своей теоретико- познавательным, так или иначе должен быть связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью. Если не будет такой связи, невозможным окажется определение эффективности этого труда. Конечное подтверждение его значимости - практическое воплощение результатов. Более глубоко труд социолога, его характер и содержание опишем через функции, которые чисто условно можно разделить на теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. В основе такого деления - различные формы социологической деятельности. Рассмотрим каждую из этих групп функций. Теоретико-познавательная функция. Как и любой интеллектуальный, труд социолога начинается с познания. Поэтому первая функция социолога - познавательная. Она направлена на изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем мacштабнее по целям и проблемам исследование, тем вероятнее, что социолог будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе реализации познавательной функции его задача будет состоять в том, чтобы выявить наличие связи между ними как тенденции или закономерности. Приведем конкретный пример такого рода тенденции, выделенной авторами книги Начало пути: поколение со средним образованием . Отдельно установленные социальные факты, касающиеся ценностных социально-профессиональных ориентаций молодежи, позволили сделать вывод о том, что общая иерархия ценностей образования в сравниваемых регионах страны одинакова: Молодежь всех регионов самой важной считает профессиональную функцию образования, за ней следует гуманистическая функция, а социальные аспекты образования чаще всего оцениваются как менее важные, В рамках предложенной системы ценностей большая дифференциация контингента обнаруживается именно в значимости социального аспекта образованием . Именно она подвергается наибольшему влиянию непосредственной социально-культурной среды . Реализация социологом познавательной функции начинается со знакомства с литературой по интересующей его проблеме. Однако процесс этот очень сложен. P Во-первых, необходимо учитывать, что западная немарксистская С. неоднородна по своим идеологическим установкам. Наряду с явными апологетами капитализма, разрабатывающими его политико-идеологическую и военную стратегию (З. Бжезинский, Г. Кан) или общие теории, прямо направленные против марксизма и коммунизма, такие, как конвергенции теория, «стадий экономического роста» (У. Ростоу), «индустриального общества» (Р. Арон), «постиндустриального общества» (Д. Белл) и др., в ней имеется значительное число учёных, которые стараются отделить свою научную работу от политики, ограничиваясь исследованием специальных проблем; их собственные идеологические установки в большинстве случаев являются буржуазно-либеральными, реформистскими. Наконец, существует т. н. «радикальная» или «критическая» С., с леволиберальных и мелкобуржуазных позиций подвергающая критике капиталистический строй и его учреждения. Соотношение этих идеологических течений изменчиво и неодинаково в разных странах. Во-вторых, нужно иметь в виду специфику самого социологического знания и множественность его социальных функций Социология Оглавление Социология как наука Функции социологического знания Функции социологии Общая характеристика предметной области социологии. Специфика социологического объяснения. Система социологического знания. Социальное действие и социальное взаимодействие Признаки социального действия Социальное действие. Теории социального взаимодействия Концепция социального обмена Концепция символического интеракционизма Концепция управления впечатлениями Культура 1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры. 1. Функционализм 2. Символизм 3. Адаптивно-деятельностный подход 2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы. 1. Язык 2. Ценности 3. Нормы 3. Функции культуры 4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм 5. Процессы изменений в культуре Социальная коммуникация 1. Основные определения и модели процесса коммуникации 2. Виды социальной коммуникации 3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации. Социальный стереотип Общественное мнение Информационные барьеры 4. Слухи как пример неформальной коммуникации Малая социальная группа 1. Для активации часов-будильничка откройте отсек с батарейкой и переверните её.

раздел: Функции социологического знания

СКАЧАТЬ РЕФЕРАТ Функции социологического знания Социология рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады

Комментариев нет:

Отправить комментарий